iclopur

05.03
14:57

"Потом будут говорить, что здесь был ад. А здесь была жизнь"


Я читала книги, в которых так или иначе затрагивалась тема советских лагерей: о том, какой непроходимой жестокостью были наделены люди, которых не приняла советская власть или которые не приняли ее. О людях, которые попали в лагерь из-за личных политических убеждений и тех, кто совершил умышленное преступление. И общей чертой всех этих книг, рассказов и очерков был тот факт, что жить там невозможно. Люди там не живут, а переживают те дни, которые несут за собой вечно серые пейзажи и непосильную физическую нагрузку. Но убивает людей не тяжелый труд, не осточертелость будней, которые как один похожи друг на друга, не поверки и шаг строем, убивают людей люди. Люди, которые сидят в кабинетах и распоряжаются личными делами, за каждым из которых стоит живой человек. Он спит, ест, трудится, иногда разговаривает, реже – думает, но все-таки живет. И в основном, это все заканчивается весьма трагично, на счастливый конец тут рассчитывать не стоит. «Обитель» не такая. Обитель открывает читателю глаза на другие Соловки – они все так же полны серости, жестоких будней каторжников и одичалости. Но главное в «Обители» - люди. Те люди, в которых теплится слабый огонек надежды, которые не разучились мыслить, которые доказывают, что жизнь возможна везде и всему вопреки. Пока теплится жизнь, мы живы. А смерть – это всего лишь иная форма жизни. Когда заканчивается жизнь и начинается существование? Соловки – это место, которое по сей день вызывает ужас. И те, кто попал туда, будь то политические или иные заключенные, не просто были наказаны за свои преступления, а были сосланы в другой мир, где человек стоит не больше, чем миска с похлебкой. «У всех власть советская, а у нас соловецкая». И данные 2 ветви власти могут посоперничать друг с другом в вопросах жестокости и угнетения. Это эпицентр людской жизни, где не гуляют по ночным улицам, не откровенничают с соседями по нарам и не стремятся выделяться из толпы. Но и у Соловков есть человеческая сторона, которая носит на себе повинных людей, ежедневно пробует вкус крови и насилия на своей земле, но в то же время возрождает духовность в разрушенных монастырях с неугодными власти попами. Она кормит каторжников ягодой и дает приют в лесах, принимает у себя на острове животных, показывает жителям то же небо, которое видят их близкие и родные. У Соловков душа одинокого странника, который заблудился в темном лесу, но выжил. У каждого персонажа здесь своя роль, соразмерная иерархии – Ф. Эйхманис стремится сделать подконтрольный ему лагерь образцово-показательным советским исправительным учреждением, населяя его питомниками, заповедниками, мастерскими, заводами и производствами. И верит в то, что «возможно перековать людей, и у него получается, а если не получается, то он ломает человека или сразу несколько человек, как ребенок ломает игрушку». Товарищ Ногтев ломает сразу, не утруждая себя перевоспитанием. Все они, независимо от своей ступени в иерархии, – Соловецкие граждане. Их не объединяло прошлое. Оно могло объединить их только фактом того, что оно было у каждого. Их объединяло настоящее и еле уловимая перспектива будущего, которое пахло все той же несвежей треской и не сулило ровным счетом ничего светлого, кроме жизни. Мало, кто верил в будущее и надеялся на лучшее, не все были поэтами, как Афанасьев, и актерами, как Шлабуковский, но все они хотели жить, даже когда силы были на исходе, и мысли в голове сводились только к тому, как бы протянуть еще один день: не околеть на холодном полу разрушенного монастыря, не дать себя на растерзание блатным, не сгинуть от осознания своей безысходности. Но при звуках смертоносного колокольчика сжималось сердце у каждого. Все на Соловках показали свое истинное лицо: добрый дедушка Василий Петрович, бывший чекист, отметившийся особой жестокостью к тем, кто имел неосторожность к нему попасть, веселый и полный жизни Афанасьев, организовавший подпольный притон для азартных игр и разврата, и даже положительный с первого взгляда Артем Горяинов, убивший своего родного отца. Как не потерять себя, возможно ли это? Что помогало главному герою Артему Горяинову так долго оставаться человечным? Жажда жизни, которая подпитывалась молодостью и любопытным умом. Но молодость уходит под гнетом тяжких испытаний. И жажда жизни перевоплощается просто в жажду. И потребность в том, чтобы мыслить уже встает не так остро, как раньше. И вот уже не представляешь себя, прогуливающегося по Арбату… Если существует точка невозврата, то Соловки были апогеем невозврата. Они существовали, и все знали о них и боялись. Туда сопровождались под конвоем тысячи, а возвращались лишь единицы. Но и там была жизнь: были товарищи и единомышленники, дискуссии и вечера с накрытым столом, любовь и страсть, горечь утраты, спартакиада, Василий Петрович с ягодами и Моисей Соломонович с песнями. Роман советую прочитать всем и каждому, он будет близок человеку с русской душой, способному сопереживать и мыслить. Персонажи в книге – это настоящие люди, обреченные судьбой на исправление. Это книга для тех, кто считает, что люди не меняются под гнетом обстоятельств.
"Потом будут говорить, что здесь был ад. А здесь была жизнь"


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки